Сыктывкарского общественника и журналиста Павла Сафронова пытаются привлечь к уголовной ответственности
Известного сыктывкарского общественника и журналиста Павла Сафронова пытаются привлечь к уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу. Сыктывкарский следственный отдел в лице следователя по особо важным делам Ильи Рудомётова считает, что Сафронов – уклонист, так как в ноябре прошлого года ему были отправлены две повестки в военкомат, но он не явился. Павел с обвинением не согласен:
— Повестки я действительно получал, но никуда не «бегал». Я вёл публичный образ жизни, — пояснил «Красному знамени» общественник.
По словам Сафронова, в своё время подобный акцент на «публичный образ жизни» был сделан в суде защитой бывшего заместителя руководителя администрации Сыктывкара Антона Воробьёва, также оказавшегося обвинённым в уклонении. Дело в том, что Воробьёв состоял на воинском учёте в Архангельске, где ему была предоставлена отсрочка от службы на время учёбы в вузе. Однако после окончания обучения он «убыл на новое место жительства без снятия с учёта», в связи с чем, по сведениям журналистов рязанской «Новой газеты», с 2003 года находился в розыске. В 2006 году Антон Воробьёв трудоустроился в администрацию Сыктывкара и работал здесь до весны 2011 года, когда перебрался в Рязань на ту же должность заместителя главы городской администрации… Получается, отслужить в рядах российской армии Воробьёв не смог потому, что ему об этом поздно напомнили – прокуратура сделала это в 2008 году, когда чиновник уже вышел из призывного возраста. А поскольку образ его жизни был публичным, выходит, он ни от кого не скрывался и ни от чего не уклонялся.
Павел Сафронов сообщил, что начал проходить медобследование больше года назад:
— В ноябре, когда приходили повестки, я по-прежнему проходил обследование… диагностика у нас в стране такая, очень долгая… и, памятуя как однажды меня без анализов за 10 минут признали здоровым (напомним, в декабре 2011 года Сафронова задержали накануне митинга протеста против фальсификаций на парламентских выборах, отправили в сыктывкарский военкомат, а затем и в сборный пункт в Емву), я принял решение нормально диагностировать заболевание и начать лечение. Нет никаких сомнений в том, что меня признали бы годным, будь я даже без ноги… Так вышло, что следователь по особо важным делам Рудомётов и следственный комитет завели дело раньше. Пока шло следствие, я закончил диагностику, и мне поставили диагноз…
После установления диагноза Сафронов ходатайствовал о том, что, исходя из того, что у него имеется заболевание, которое не позволяет проходить срочную службу, он считает, что в его деяниях отсутствует состав преступления, согласно постановлению «Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. N 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы», разъяснившему, что субъектами преступления, предусмотренного частью 1 статьи 328 УК РФ, являются граждане мужского пола, достигшие возраста 18 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежащие в установленном законом порядке призыву на военную службу, и установившему, что по каждому делу об уклонении от призыва на военную службу судам необходимо выяснять, имеются ли предусмотренные статьями 23 и 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» основания, при наличии которых граждане не призываются на военную службу». Причём дело должно быть закрыто даже в том случае, если болезнь была приобретена в ходе следствия.
Далее следователь назначил медэкспертизу, которая проходит заочно. Сафронова убеждают повторно пройти фиброгастроскопию (ФГС, или «глотание трубки» — авт.), несмотря на то, что молодой человек уже имеет свежие результаты ФГС из сыктывкарского диагностического центра – следствие ссылается на то, что врач не проверял у Павла паспорт перед этой диагностической процедурой, а значит, это мог быть не он.
— Полное игнорирование презумпции невиновности. Следствие ведётся таким образом, словно я должен доказывать почему у меня заболевание и оправдываться за это… — заявил Павел Сафронов. Он уверен, что «дело высосано из пальца», и состав преступления отсутствует. Соглашаться на повторное прохождение ФГС журналист также не намерен – «нет оснований не доверять диагностическому центру».
Между тем это далеко не первое уголовное дело, заведённое в отношении Сафронова. По его словам, оно "то ли шестое, то ли восьмое, и я не считаю это каким-то особым событием. Обычное дело. Только время лишнее отбирает…" С сегодняшнего дня Павел находится под подпиской о невыезде и на эту тему он иронично высказался в своём твиттере: "Кто не на подписке о невыезде, тот лох".