Специалисты программы юридической защиты ХИАС, организации-партнера Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев на Украине помогли Дженни Курпен и Алексею Девяткину собрать необходимый пакет документов для официального соискания статуса политических беженцев на Украине.
Дженни Курпен говорит, что Украина почти не предоставляет политическое убежище, в связи с чем она готова к отказу. "Независимо от результата мы пройдем всю эту процедуру для того, чтобы в случае отказа иметь право подавать заявление о передаче нас в третью страну (Швеция, Финляндия, Голландия, США). Сейчас мы должны пройти несколько интервью в миграционной службе Украины и медицинское обследование", — рассказала Курпен.
"Мы — семья, и наша жизнь только начинается, и мы хотим обезопасить себя и будущее своих детей от репрессивной машины российского государства, — написала Курпен правозащитникам. — Зная, как работает следствие и какую позицию занимает суд по отношению к подозреваемым по "болотному делу", мы пришли к выводу о том, что будут хватать всех подряд и привлекать к делу. Как это было продемонстрировано на примере Александра Каменского. Понимая, что мы находимся в зоне риска и можем войти в группу подозреваемых, мы приняли решение покинуть страну".
6 мая в Москве Курпен и Девяткин были задержаны на Тверской улице, а активист "Другой России" Александр Каменский на Площади Революции, то есть вдали от Болотной площади. Тем не менее, по словам Курпен, несмотря на алиби, Каменского арестовали по подозрению в организации массовых беспорядков. "Каменский был задержан в совершенно другом месте города, принять участие в беспорядках он не мог, так как находился в это время в отделе полиции. Однако суд не счел эти доводы существенными, несмотря на наличие в деле протоколов задержания. Зато суд удовлетворил ходатайство следователя о приобщении к делу дополнительных материалов, якобы подтверждающих участие Каменского в беспорядках на Болотной – свидетельские показания сотрудников полиции", — отметила Дженни Курпен, пояснив, что ее и Девяткина ожидал в России подобный сценарий.
"Очевидно, что для следствия не имеет значения, где нас задерживали. Более того, известно, что к расследованию привлечены следователи из других регионов, которые подчас просто не знакомы с географией Москвы. Поэтому-то для следователя по делу Каменского площадь Театральная примыкает к Болотной. Естественно, что для другого такого специалиста улица Тверская также может оказаться прилегающей к Болотной площади", — рассказала Курпен.
Дженни Курпен напоминает, что Алексей Девяткин ранее был осужден за "массовые беспорядки" (статья 212 Уголовного кодекса России) в одном из кабинетов приемной администрации президента. Тогда он был приговорен к условному сроку. В случае повторного привлечения к уголовной ответственности по этой статье, срок условным уже не будет, отметила Курпен.