Жалоба о противоправном лишении свободы заявителя митинга протеста наЧистопрудном бульваре будет направлена в Страсбургский суд
Правозащитный центр «Мемориал» подготовил и в ближайшие дни подаст в Европейский суд по правам человека жалобу на незаконное и необоснованное лишение свободы Игоря Гуковского, сотрудника «Мемориала», члена Движения «Солидарность».
Гуковский был одним из заявителей организованного движением «Солидарность» митинга протеста против фальсификаций выборов в Государственную Думу, прошедшего 5 декабря 2011 года на Чистопрудном бульваре в Москве. Заявка была подана более чем за десять дней до митинга. Указанная численность составляла 300 человек. Однако 5 декабря на Чистопрудном бульваре собралось несколько тысяч человек.
По окончании митинга Игорь Гуковский был задержан и на следующий день доставлен в Басманный суд. Сначала за превышение заявленной численности он был приговорен к штрафу, а затем та же судья Гульназ АлексеевнаТурянская приговорила его к 15 суткам административного ареста — якобы за «неподчинение законным требованиям сотрудников полиции». Позже судья того же суда Артур Геннадьевич Карпов отклонил апелляционную жалобу.
По мнению судей Басманного суда, Игорь Гуковский «был предупрежден о недопустимости превышения численности человек, принимающих участие в проведении митинга», и должен был немедленно «принять меры по уменьшению численности людей на мероприятии».
То, что на митинг решили прийти гораздо больше граждан — следствие политики властей, а не действий организаторов митинга. На митингах, собираемых властью, где организаторы рассылают разнарядки по районам и привозят людей в автобусах из разных городов, можно быть уверенным, что лишние люди не придут. В случаях же, когда люди приходят по собственной воле, точное число участников предсказать невозможно.
С нашей точки зрения, решение Басманного суда о штрафе и аресте Игоря Гуковского абсурдно и представляет собой издевательство над правом.
Во-первых, в отношении Гуковского была нарушена статья 11 (свобода собраний) Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский суд в своих решениях не раз указывал, что, даже когда собрание проходит без надлежащего уведомления администрации, против собравшихся не должно применяться карательных мер, при условии, что в ходе публичного собрания не применяется насилие. Митинг на бульваре проходил мирно, угрозы для безопасности собравшихся не было. Суд безосновательно отклонил ходатайство защитника Сергея Давидиса об истребовании у правительства Москвы расчета нормы предельной заполняемости территории проведения митинга.
Во-вторых, Игорь Гуковский за одно и то же был фактически наказан дважды. В этом отношении налицо очевидное нарушение как норм российского законодательства, так и статьи 4 Протокола 7 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, устанавливающей запрет на повторное наказание за одно и то же деяние.
В-третьих, требования сотрудников полиции об уменьшении численности уже собравшихся участников митинга были бы бессмысленны и невыполнимы, даже если бы они реально предъявлялись Гуковскому в ходе митинга. Очевидно, что он не имел никакой возможности «уменьшить численность людей на мероприятии».
В-четвертых, на самом деле полицейские и не высказывали подобных абсурдных требований и не препятствовали пришедшим в осуществлении их конституционных прав.
Это со всей очевидностью выявилось в ходе рассмотрения апелляционной жалобы защитника Игоря Гуковского, когда исследовались видеозаписей переговоров сотрудников полиции с организаторами митинга. Но суд просто проигнорировал этот факт и «проштамповал» решение мирового судьи о «вине» Гуковского в «невыполнении законных требований сотрудников полиции». Очевидно, что решение суда имело целью запугать общественных активистов, и столь же очевидно, что этой цели басманным судьям достичь не удалось.
Мы считаем преследование Игоря Гуковского политически мотивированным. Мы намерены доказать, что власти нашей страны серьёзно нарушили нормы Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, добиться от них справедливой компенсации и прекращения противоправной практики преследования организаторов и участников мирных акций протеста против произвола и беззакония.