Прокуратура Свердловской области намерена добиться для правозащитника Алексея Соколова, арестованного по обвинению в разбое, замены содержания под стражей на освобождение под залог, сообщил РИА «Новости» прокурор региона Юрий Пономарев.
«Представитель прокуратуры настаивал на изменении меры пресечения (Соколову — Ред.) — с содержания под стражей на залог. Суд с нашей позицией не согласился», — сказал прокурор. Он добавил, что прокуратура обжаловала это решение в вышестоящей инстанции — в Свердловском областном суде.
По его словам, если областной суд решит не освобождать Соколова под залог, это решение также будет обжаловано. Прокурор области отметил, что за ходом следствия по этому делу установлен особый надзор. Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга 14 июля заключил Соколова под стражу, а 13 июля продлил срок ареста до 23 августа. Ранее Пономарев, встречавшийся с арестованным, заявил, что он не жалуется на то, в каких условиях его содержат.
Соколова обвиняют по статье УК «Разбойное нападение в составе группы». По словам руководителя пресс-службы ГУВД Свердловской области Валерия Горелых, «в ночь на 19 июня 2004 года группа неизвестных незаконно проникла на территорию компании «Уралтермосвар» в городе Богданович. Злоумышленники связали двух сторожей и похитили имущество предприятия, причинив ущерб на сумму более 1 миллиона рублей. Один из участников нападения явился в милицию с повинной». «В ходе допроса выяснилось, что в нападении принимал участие и Алексей Соколов», – утверждает Горелых.
Соколов был задержан 13 мая в Екатеринбурге сотрудниками оперативно-розыскного бюро МВД. Очевидцы утверждают, что задержание выглядело как похищение. Только спустя несколько часов родные Соколова выяснили, что он находится в ОРБ МВД.
Соколов рассказал, что он вышел из дома с двухлетней дочкой и был задержан возле собственного подъезда. «Оперативные сотрудники ОРБ МВД по УрФО провели «блестящую» операцию по моему задержанию. Все что я хотел узнать от них – это, кто они? И куда они меня повезут? При попытке позвонить адвокату из правой руки у меня вырвали сотовый телефон, из левой руки вырвали ребенка, который активно сопротивлялся, царапаясь, повалили меня на землю и утащили в машину. Последнее что я увидел, – плач моего двухлетнего ребенка, одиноко стоявшего на обочине, и выбегающую из подъезда жену», – написал Соколов в обращении к общественности.
О возможности готовящихся против него провокаций Соколов предупреждал еще осенью 2008 года. Как сообщал уральский портал Ура.Ру, Соколов стал известен после изобличения нарушений в екатеринбургской исправительной колонии номер 2, про которую он снял фильм «Фабрика пыток, или Педагогический опыт». Лента вызвала большой резонанс, и незаконная практика была пресечена – власти де-факто были вынуждены признать существование нарушений. Но Соколов продолжил расследование. В последнее время он пытался добиться того, чтобы понесли наказание сотрудники правоохранительных органов, которые в течение нескольких лет покрывали преступления, происходящие в ИК-2.
26 мая Соколов объявил голодовку. Он требовал перевести его из камеры, где находятся двое заключенных, состоявших в секции дисциплины и порядка. Правозащитник опасался за свою жизнь, обращая внимание на случай, когда трое членов секции забили насмерть двух осужденных в ИК-2 в Екатеринбурге.
Грани-ТВ: