В Хамовническом суде Москвы во вторник начались слушания по второму уголовному делу в отношении экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и главы МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева.
В начале заседания Ходорковский заявил, что единственным логическим и юридически оправданным решением было бы прекращение этого дела. «Я хорошо знаком с делом и считаю, что процесс противоестественен с логической точки зрения», — цитирует его «Интерфакс».
Экс-глава ЮКОСа добавил, что прекращение дела будет «юридически оправданным», тем более «в условиях, когда прокуратура отказывается от проведения полноценного справедливого процесса».
В свою очередь, защита Ходорковского и Лебедева ходатайствует о вызове в суд высших должностных лиц страны, включая экс-президента Владимира Путина и экс-главу ФСБ Николая Патрушева.
— Кого и почему хочет видеть в суде защита
— Задержаны несколько участников пикета в поддержку подсудимых
— Россияне хотят видеть Ходорковского на свободе, показал опрос
Михаил Ходорковский также заявил, что в процессе «должны участвовать независимые прокуроры», подчеркнув, что участвующие в деле гособвинители Дмитрий Шохин и Валерий Лахтин «таковыми не являются».
Как отмечает «Интерфакс», сегодня в дело вступила еще одна гособвинитель, теперь обвинение против Ходорковского и Лебедева поддерживают три прокурора.
Ходорковский заявил, что прокуроры и их родственники являются соучастниками дела по предъявленному ему обвинению — и их нужно привлечь к уголовной ответственности за то, что они покупали бензин по заниженным ценам. Он отметил, что с 1998 по 2003 год цена на бензин или иное топливо была ниже, чем цена Роттердама.
«Очевидно, что бензин они получали гораздо дешевле», — заметил экс-глава компании, добавив, что, по версии прокуратуры, в то время топливо должно было продаваться дороже в три-четыре раза. Он сказал, что, согласно обвинению, стоимость бензина в то время должна была быть в размере 60-80 рублей. «Я так не считаю», — сказал Ходорковский, добавив, что у прокуратуры, «очевидно, двойная мораль».
«Нужно установить, покупали ли они (прокуроры) в 1998 или 2003 годах бензин или дизельное топливо по цене ниже, чем в Роттердаме. Был ли этот факт для них очевиден. Хотели ли они приобретать нефтепродукты по заниженной цене», — сказал Ходорковский.
«Суд может и обязан дать отвод тем лицам, которые стали косвенными соучастниками инкриминируемых мне преступлений», — добавил он.
Кроме того, адвокаты попросили устранить от участия в новом судебном процессе потерпевших и гражданских истцов — компанию «Роснефть» и Федеральное агентство по управлению госимуществом (бывшее РФФИ).
На сегодняшних слушаниях дело рассматривают по существу. Предварительные слушания проходили с 3 по 17 марта, в ходе заседаний защита заявила свыше 40 ходатайств, в том числе о прекращении дела, однако все они были оставлены без удовлетворения.
Прокуратура просила сохранить Ходорковскому и Лебедеву меру пресечения в виде содержания под стражей, это ходатайство суд удовлетворил.
Лебедев и Ходорковский в 2005 году были осуждены на восемь лет тюрьмы за мошенничество и уклонение от уплаты налогов. В 2006 году против них было возбуждено новое уголовное дело об отмывании денег.
В рамках нового дела Генпрокуратура обвиняет Ходорковского и Лебедева в легализации 450 миллиардов рублей и 7,5 миллиарда долларов с 1998 по 2004 годы. Обвинения связаны с хищением акций, принадлежащих государству, а также с присвоением нефти и легализацией средств, вырученных от ее продажи.
Потерпевшими и гражданскими истцами по уголовному делу признаны физические и юридические лица, которым действиями обвиняемых причинен крупный и особо крупный ущерб, отметили в Генпрокуратуре.
Между тем, адвокаты бывшего главы ЮКОСа заявляют, что срок давности привлечения Ходорковского по эпизоду с хищением акций компании «Восточная нефтяная компания» на сумму 3,6 млрд рублей истек в прошлом году.
Кого и почему хочет видеть в суде защита
Адвокаты Михаила Ходорковского и Платона Лебедева ходатайствуют о вызове в суд в рамках второго уголовного дела ЮКОСа ряда высокопоставленных должностных лиц страны.
Как передает «Интерфакс», адвокат Вадим Клювгант в ходе судебного заседания заявил, что защитой в письменном виде был представлен перечень лиц, которые, по их мнению, подлежали вызову в суд и допросу в качестве свидетелей. В этом перечне, в частности, Владимир Путин (экс-президент РФ), Виктор Черномырдин (посол РФ на Украине), Евгений Примаков (глава ТПП), Николай Патрушев (экс-глава ФСБ, ныне глава Совбеза РФ), Алексей Кудрин (глава Минфина), Виктор Геращенко (экс-глава ЦБ), Сергей Степашин (глава Счетной палаты) и другие.
Адвокаты просили допросить 179 ранее не допрошенных свидетелей. В то же время, по словам адвоката, следователем «указанный перечень в обвинительное заключение не был включен».
Адвокаты настаивают на том, что допрос свидетелей необходим «для выяснения обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела».
Заявляя ходатайство, Клювгант отметил, что силовые ведомства РФ — «Генпрокуратура, ФСБ, МВД — осуществляли закупки нефтепродуктов у ЮКОСа». Кроме того, адвокат отметил, что члены правительства РФ неоднократно встречались с экс-главой ЮКОСа, «обсуждая вопросы развития стратегии нефтегазового комплекса».
Защитники отметили, что при подготовке указанных встреч «изучались материалы» и их организаторы, по мнению адвокатов, должны были располагать информацией «о противоправной деятельности компании и руководства».
В части необходимости допроса руководителей силовых ведомств адвокат пояснил, что обвинение Ходорковскому и Лебедеву предъявлено в том, что они якобы применяли «заниженные цены на нефтепродукты, то есть ниже рыночных». В этой же связи, отметили защитники, необходим допрос руководства министерства экономики, а также организаций по налогам и сборам, поскольку установление цен также регулировали данные лица.
«Мы просим вызвать в качестве свидетелей для дачи показаний в суд указанных лиц», — сказал Клювгант.
Среди подлежащих вызову в суд лиц со стороны защиты также значатся руководители нефтяных компаний, 59 сотрудников налоговых органов, сотрудники правоохранительных органов, расследовавших дело ЮКОСа.
Также адвокаты просят вызвать в суд руководителей иностранных компаний, которые являлись сторонами при совершении сделок с компанией, а также обвиняемых или уже осужденных сотрудников ЮКОСа, в том числе бывшего вице-президента компании Василия Алексаняна.
Впрочем, Хамовнический суд Москвы заявленное ходатайство счел преждевременным. Как передает РИА «Новости», суд приобщил список свидетелей защиты к материалам дела, однако постановил, что решение о вызове каждого из заявленных свидетелей будет приниматься отдельно.
У здания суда задержаны участники пикета в поддержку Ходорковского и Лебедева
Перед началом заседаний пять человек были задержаны за проведение пикета в поддержку Ходорковского и Лебедева около здания суда. Об этом сообщил с места событий корреспондент РИА «Новости».
Участники акции развернули транспаранты «Свободу политзаключенным», после чего к ним подъехал автобус с ОМОНом. Всех пикетчиков задержали, препроводили в автобус и вывезли с территории суда.
Как отмечает агентство, мероприятие не было санкционировано московскими властями.
Между тем один из участников пикета, активист оппозиционного движения «Объединенный гражданский фронт» рассказал редакции его сайта, что задержаны семеро пикетчиков. Все они доставлены в ОВД «Хамовники».
Как отметил Владимир Ионов, милиционеры вели себя корректно.
Россияне хотят видеть Ходорковского на свободе, показал опрос
Как показал опрос, проведенный Аналитическим центром Юрия Левады в марте 2009 года, около 35% россиян считают, что такие люди, как Ходорковский, в нынешней кризисной ситуации должны трудиться на благо страны, а не находиться в заключении. Не согласны с данным утверждением 19%, а затруднились ответить 47% опрошенных.
Россияне в целом положительно оценивают деятельность Ходорковского до его ареста. Так, 39% россиян согласны с утверждением, что он — умный и талантливый менеджер, нашедший свою нишу в бизнесе и максимально ее использовавший. Среди предпринимателей с этим согласны 61%, руководителей и специалистов — по 50%. Более трети россиян согласились с тем, что Ходорковский в трудные 90-е годы смог добиться эффективной работы компании, которая давала рабочие места и выплачивала налоги в бюджеты всех уровней.
Мнения респондентов о причинах ареста и дальнейшего преследования Ходорковского распределились следующим образом.
Треть россиян согласна, что в 1990-е Ходорковский и другие так называемые «олигархи» не нарушали законов, существовавших в то время. Более 47% респондентов затруднились с ответом на этот вопрос, 20% ответили на него отрицательно. Более 48% считают, что Ходорковский нарушал закон не более, чем другие бизнесмены, сколотившие свое состояние в те же годы.
Более 34% россиян считают, что российские власти раздражала политическая активность Ходорковского. Около 12% не согласны с этим утверждением, остальные затруднились с ответом. 37% респондентов согласились, что Ходорковского посадили не за то, что он нарушал закон, а за то, что он перешел дорогу «сильным мира сего».
35% считают, что он оказался в тюрьме, так как кто-то захотел присвоить его успешный бизнес. С утверждением, что Ходорковский «виноват уже тем, что был слишком богат», согласились 33% респондентов.
Около 31% россиян считают, что дело ЮКОСа положило начало переделу собственности в России. При этом подавляющее большинство россиян (более 65%) утверждает, что банкротство и распродажа компании пошли на пользу группе бизнесменов, приближенных к власти, и самим чиновникам.
О том, что это пошло на пользу всему населению, говорит менее 6% опрошенных. 47% россиян полагают, что кроме тех, кому перешла собственность компании, больше никто в стране пользу от уничтожения ЮКОСа не получил.