Как стало известно «Ъ», бывшая юрист НК ЮКОС Светлана Бахмина, отбывающая срок за мошенничество в мордовской колонии и переведенная недавно в местную гражданскую больницу в связи с предстоящими родами, несколько дней назад покинула лечебницу. Сейчас ее местонахождение тщательно скрывается: муж госпожи Бахминой и ее защитники не имеют никакой информации на этот счет.
Предполагалось, что в Явасской больнице госпожа Бахмина и родит ребенка. Однако, когда корреспондент «Ъ» позвонил в лечебницу, представившись братом именитой пациентки и поинтересовавшись состоянием ее здоровья, медсестра родильного отделения сказала, что роженицы с такой фамилией у них нет. Слова подчиненной подтвердил и главврач больницы в Явасе Александр Преклонский, уточнив при этом, что Светланы Бахминой в его больнице «давно уже нет». «Обсуждать же с вами ее перемещения я не уполномочен»,— отметил главврач. Наотрез отказались назвать местонахождение будущей мамы и два руководителя мордовского управления ФСИН, в ведении которого последние 3,5 года находится осужденная Бахмина.
Их ответы были примерно одинаковыми и сводились к тому, что обсуждать эту тему с журналистами имеют право лишь руководители службы федерального уровня. В колонии же, где отбывала срок Светлана Бахмина, ограничились фразой, что она «была переведена в медучреждение в связи с беременностью».
Ситуацию отчасти прояснили бывшие коллеги Светланы Бахминой по юридическому управлению нефтяной компании ЮКОС, организовавшие ее защиту. «Светлану, скорее всего, переместили из явасской больницы в какое-то другое медучреждение — поприличнее, повыше рангом, но обязательно подконтрольное системе ФСИН,— объяснил «Ъ» один из защитников госпожи Бахминой.— Во всяком случае, я убежден, что условия для родов ей действительно созданы нормальные: возможные проблемы со здоровьем будущей мамы и ее ребенка могут негативно сказаться на имидже тех, кто ее посадил и охраняет. Где именно находится Светлана, мы, конечно, могли бы выяснить, организовав правозащитный штурм системы ФСИН и Генпрокуратуры, однако не делаем этого намеренно. Ведь шумиха, которой обязательно будет сопровождаться этот процесс, может негативно сказаться на здоровье роженицы, которое сейчас важнее всей правозащитной деятельности. Так что пусть сначала родит, а потом продолжим нашу борьбу».
На вопрос, не может ли госпожа Бахмина находиться дома или в частной московской клинике, юристы отвечают отрицательно. «Оказавшись в Москве, Светлана Бахмина теоретически может собрать журналистов и правозащитников, поехать вместе с ними в администрацию президента и под телекамерами подать официальное ходатайство о помиловании»,— отметил наш собеседник.
Бывшие коллеги Светланы Бахминой по ЮКОСу высказали «Ъ» свою версию всеобщего молчания о местонахождении роженицы. По их мнению, между осужденной и руководством ФСИН могла быть достигнута договоренность о том, что она отказывается от попыток получить помилование, а ей взамен обеспечивают хорошее медобслуживание в клинике относительно высокого уровня при родах (что особенно важной для не отличающейся хорошим здоровьем 39-летней женщины) и успешное решение вопроса об условно-досрочном освобождении (УДО) в будущем. Напомним, что подать новое прошение об УДО Светлана Бахмина может через полгода после предыдущего (как сообщал «Ъ», в сентябре этого года Зубово-Полянский райсуд повторно отклонил ее ходатайство об УДО). «По моим данным, руководство ФСИН не хочет втягивать в процедуру освобождения Светланы Бахминой президента Дмитрия Медведева, поэтому и делает все, чтобы она не подавала прошения о помиловании,— сказал бывший высокопоставленный сотрудник ЮКОСа.— Решить же вопрос с УДО можно и в Мордовии».