Политзеки.ru - Союз солидарности с политзаключенными
ПолитЗеки.ru - союз солидарности
Союз Солидарности с политзаключёнными

Мы предлагаем вам информацию о современных российских политзаключенных: журналистах, ученых, верующих, политиках и просто людях, на долгие годы брошенных в тюрьмы и лагеря по сфабрикованным делам. Их не показывают по телевизору, об их судьбах не узнать из газет. Власть хочет, чтоб о них забыли. Но мы верим, что узнав о них, вы не останетесь равнодушными.

Череватенко Валентина Ивановна

Череватенко Валентина Ивановна родилась 20 января 1956 года, проживает в городе Новочеркасске Ростовской области, замужем, имеет двух детей. Председатель-координатор Координационного совета Региональной общественной правозащитной организации (РОПО) «Союз «Женщины Дона» и Правления Фонда содействия развитию гражданского общества и прав человека «Женщины Дона». Кандидат политических наук. Обвинялась по ст. 330.1 УК РФ («Злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента»), предусматривающей наказание до 2 лет лишения свободы; находится на свободе, мера пресечения не избиралась. 19 июня 2017 года дело в отношении Валентины Череватенко было прекращено прокуратурой в связи с отсутсвием в её действиях состава преступления.

Описание дела

В марте-апреле 2013 года Союз «Женщины Дона», как и сотни других НКО по всей России в этот период, подвергся проверке государственных ведомств (ФСБ, прокуратура, полиция, пожарная охрана, Роспотребнадзор и др.). 29 апреля 2013 года прокурор Новочеркасска А. А. Косинов внёс В. И. Череватенко представление о том, что «в нарушение ч.7 ст.32 Закона № 7-ФЗ, ч.6 ст.29 Закона № 82-ФЗ организацией не направлено заявление в органы Минюста России о включении в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента». Также прокурор указал, что «Женщины Дона» нарушают закон, работая за пределами Ростовской области, хотя только этот регион указан в Уставе Союза, как территория его деятельности.

Конференция Союза «Женщины Дона» сочла выводы прокуратуры неправомерными т. к. «организация не ведёт деятельность в качестве организации, выполняющей функции иностранного агента, не проводит политических акций». Для работы вне территории Ростовской области конференция учредила Фонд содействия развитию гражданского общества и правам человека «Женщины Дона».

14 августа 2013 года ГУ Министерства юстиции РФ по Ростовской области зарегистрировало Фонд содействия развитию гражданского общества и правам человека «Женщины Дона». Учредитель — РОПО «Союз «Женщины Дона».

3 сентября 2013 года прокуратура Новочеркасска предъявила в городской суд иск к РОПО «Союз „Женщины Дона“ с требованием обязать организацию подать в ГУ Минюста России по Ростовской области заявление о включении РОПО „Союз „Женщины Дона“ в реестр „иностранных агентов“. 14 мая 2014 г. суд его удовлетворил и назначил Союзу штраф в размере 300 тыс. рублей (выплачен).

5 июня 2014 года Минюст России принудительно включил Союз в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

27 октября 2014 года Ростовский областной суд подтвердил законность решения Новочеркасского горсуда от 14 мая 2013 г.

Распоряжением Минюста РФ от 27 октября 2015 года Фонд „Женщины Дона“ также принудительно включён в реестр „иностранных агентов“.

24 ноября 2015 года мировой судья судебного участка № 2 Новочеркасского судебного района Ростовской области Л. М. Прикня признала Фонд виновным в правонарушении по ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ (“Осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента») на основании Акта проверки ГУ Минюста по Ростовской области от 29 сентября 2015 года и оштрафовала его на 300 тысяч рублей. Штраф выплачен. Решение Фондом было обжаловано, в удовлетворении жалоб судами отказано.

29 февраля 2016 года Союз «Женщины Дона» был исключен Минюстом из реестра «в связи с прекращением выполнения функций иностранного агента».

22 июня 2016 года против В. И. Череватенко возбуждено уголовное дело. В постановлении о его возбуждении говорится, что Череватенко зарегистрировала Фонд «Женщины Дона» «имея преступный умысел» избежать исполнения закона об иностранных агентах. Фонд, якобы, в 2014–2015 годах осуществлял политическую деятельность («проводил просветительские семинары и занимался развитием потенциала общественных деятелей») и получал иностранное финансирование в сумме около 3 миллионов рублей от германского Фонда им. Генриха Бёлля. Валентина Череватенко, зная, что ее организация выполняет функции иноагента, умышленно не подавала заявление в Минюст о включении в реестр иностранных агентов, говорится в постановлении.

Мера пресечения не избиралась. Валентина Череватенко вины не признаёт. По её словам, Фонд пришлось создать после того, как прокурор внёс представление о том, что Союз — Ростовская областная организация и не имеет права работать в других регионах. Тогда Союз зарегистрировал одноимённый фонд, у которого нет ограничений по территории деятельности. Кроме того, по её мнению, ни Союз, ни Фонд политической деятельностью не занимались, что они продолжают доказывать в судах.

7 апреля 2016 года Ленинский райсуд Ростова-на-Дону отклонил иск Фонда «Женщины Дона» к Минюсту РФ о признании незаконным включение его в реестр иностранных агентов. 5 июля 2016 года Ростовский областной суд отклонил апелляцию Фонда на решение Ленинского суда от 7 апреля 2016 года,12 июля Ленинский районный суд Ростова-на-Дону отклонил жалобу защиты на постановление о возбуждении уголовного дела.

Уголовное дело ведёт старший следователь по особо важным делам второго следственного отдела седьмого следственного управления (с дислокацией в городе Ростов-на-Дону) Главного следственного управления СК РФ майор юстиции А. А. Толмачев. Дело возбуждено вследствие рапорта сотрудника УФСБ России по Ростовской области капитана А. Р. Зокоева об обнаружении признаков преступления. Копия постановления о возбуждении дела направлена заместителю Генпрокурора. 19 июня 2017 года дело в отношении Валентины Череватенко было прекращено прокуратурой в связи с отсутсвием в её действиях состава преступления.

Основания признания преследуемой по политическим мотивам

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», вступивший в силу в ноябре 2012 года, Международное общество «Мемориал» считает «антиправовым и аморальным»: «Антиправовой — потому что наделяет исполнительную власть прерогативами суда. И аморальный — потому что априори предполагает, что организации, получающие средства из-за рубежа, действуют по указке своих спонсоров, то есть высшей государственной мудростью провозглашает дешевый блатной афоризм: „Кто вас ужинает, тот вас и танцует“».

Закон вводит понятие «НКО, выполняющая функции иностранного агента» и предписывает Минюсту вести реестр таких организаций. «Иностранными агентами» признаются НКО, которые получают иностранное финансирование и занимаются политической деятельностью. На такие НКО налагается ряд дополнительных обязательств: они должны отчитываться в Минюст ежеквартально, а не раз в год, и маркировать все свои информационные материалы соответствующей меткой о выполнении «функций иностранного агента». На НКО, не соблюдающие нормы этого закона, налагаются штрафы до 500 тысяч рублей. Руководителя организации, который не направил в Минюст документы для включения в указанный реестр, ждёт уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на два года. Нормы закона не призваны регулировать конкретные виды деятельности. Они вводят ограничения на НКО исключительно в зависимости от типа легальных источников её финансирования, что противоречит принципу равноправия общественных объединений перед законом — ч. 4 ст. 13 Конституции РФ.

В рамках законодательства об «иностранных агентах» политическая деятельность определяется как участие НКО «в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях». Столь широкая и размытая формулировка даёт возможность правоприменителю трактовать практически любую публичную активность НКО как политическую. Это подтверждается практикой, когда в качестве доказательства участия в «политической деятельности» прокуратура, Минюст и суды представляют, например, публикацию научной монографии АНО «Центр социальной политики и гендерных исследований» или просветительские программы фонда «Династия». Сложившаяся практика противоречит не только здравому смыслу, но и закону. Так, вопреки решению Конституционного cуда, который постановил, что природоохранная деятельность не может быть отнесена к политической, в реестр заносятся экологические организации (например, калининградская организация «Экозащита! — Женсовет» была признана «агентом» за протест против строительства Балтийской атомной станции).

Между тем, термин «политическая деятельность» в общепринятом понимании относится к участию в партийной деятельности или избирательных кампаниях, и расширение этого понятия на любую общественную и гражданскую активность противоречит как принципам законотворчества, так и здравому смыслу. Законодательство об «иностранных агентах» и практика его применения существенным образом ограничивают конституционное право на свободу объединений.

Статья 330.1 УК РФ, как и в целом законодательство об «иностранных агентах», была подвергнута радикальной критике со стороны международных структур. В частности, Венецианская комиссия Совета Европы в своём заключении на закон об «иностранных агентах» указала, что в соответствии с международными стандартами «к наложению уголовных санкций можно прибегать лишь в исключительных случаях чрезмерного нарушения НКО своих обязанностей, и они всегда должны быть пропорциональны этому нарушению».

Верховный суд РФ в своём официальном отзыве от 29 июня 2012 года указывал, что данная статья не соответствует принципу формальной определённости закона, поскольку в ней «не предусмотрено наступление общественно опасных последствий в качестве признака, отличающего уголовное деяние от административного правонарушения», а также отмечал оценочный характер признака «злостность», отсутствие законодательного определения которого «может стать причиной трудностей у правоприменителя при оценке объективной стороны рассматриваемого деяния и степени его общественной опасности».

Конституционный суд РФ в своем постановлении от 8 апреля 2014 года отметил, что «в силу презумпции законности и добросовестности деятельности НКО данная обязанность должна реализовываться в уведомительном порядке — исходя из самостоятельной оценки некоммерческой организацией собственных намерений — до начала осуществления политической деятельности». Союз «Женщины Дона» и Фонд «Женщины Дона», оценив свою работу и соотнеся её с определением политической деятельности, данным в федеральном законе «О некоммерческих организациях», пришли к выводу, что они политической деятельности не ведут. Соответственно, исходя из позиции КС РФ, обязанности подавать заявление на включение в реестр в этом случае не возникает.

Таким образом, норма, вводящая уголовную ответственность за «злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента», не соответствует правовым принципам формальной определенности и пропорциональности, а потому не подлежит применению и должна быть отменена.

Эксперт Совета при Президенте РФ по правам человека, кандидат юридических наук С. А. Насонов, изучивший постановление о возбуждении данного уголовного дела, полагает, что возбуждение в отношении лица уголовного дела по статье УК РФ, не соответствующей принципу правовой определённости, создаёт угрозу нарушения прав подозреваемого и обвиняемого, гарантированных п. «а» § 3 ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека.

На наш взгляд, преследование Валентины Череватенко политически мотивировано, является составной частью кампании, ведущейся государством против общественных организаций, позволяющих себе критику власти, спусковым крючком которой стало принятие закона «об иностранных агентах» в 2012 году. Это преследование направлено на прекращение или ограничение легальной общественной деятельности В. И. Череватенко и возглавляемых ею организаций, а также в целом на устрашение лиц, ведущих независимую общественную деятельность.

В частности, в 2015 году Союз «Женщины Дона» стал известен своей миротворческой инициативой «Гражданский Минск», призванной методами народной дипломатии обеспечить гражданский контроль реализации минских соглашений по прекращению вооружённого конфликта на Востоке Украины. В предыдущие годы организация осуществляла проекты, направленные на восстановление мирных добрососедских отношений между народами после вооружённых конфликтов между Россией и Грузией и на Северном Кавказе.

После принятия «закона об иностранных агентах» в 2012 году представители многочисленных государственных ведомств от пожарников до сотрудников спецслужб стали приходить во многие НКО с «проверками». НКО пришлось участвовать в судебных разбирательствах и выплачивать штрафы. В реестр «иностранных агентов» включены более сотни НКО. Некоторые неправительственные организации закрылись, не желая носить позорное клеймо. Однако, как отмечает выступившая в защиту Череватенко «Международная амнистия», это первый случай, когда на руководителя НКО завели уголовное дело по «закону об иностранных агентах», что создаёт опасный прецедент.

Основываясь на вышеизложенном, мы считаем уголовное преследование Валентины Череватенко незаконным и политически мотивированным и требуем его немедленного прекращения.

Признание лица политзаключённым или преследуемым по политическим мотивам не означает ни согласия ССП с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.

Научно-консультативное заключение постоянной комиссии по прецедентным делам по вопросам привлечением к уголовной ответственности председателя правления Фонда «Женщины Дона» Череватенко В.И. по ст. 330.1 УК РФ от 18 июля 2016 года:

http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/3337

Адвокат — Ильдар Шафиев, shafiev_ildar238@mail.ru

Валентина Череватенко о проверке НКО «Женщины Дона» в марте 2013 года:

http://youtube.com/watch?v=sOuJXHegmg0

Видеоролик о «Женщинах Дона»:

http://youtube.com/watch?v=N43ffVUr48I

Ссылки на публикации в СМИ:

Блокнот. Члены комиссии СПЧ подверглись нападению в центре Ростова-на-Дону // http://bloknot.ru/obshhestvo/chleny-komissii-spch-podverglis-napadeniyu-v-tsentre-rostova-na-donu-466424.html

Газета «Город N». Суд отклонил жалобу на возбуждение уголовного дела против главы «Женщин Дона» // http://gorodn.ru/online_news/16240

Кавказский Узел. Около 15 пикетчиков в Ростове-на-Дону выступили в поддержку Череватенко // http://kavkaz-uzel.eu/articles/286286

Общественные заявления в поддержку преследуемой:

Прекратить необоснованное преследование российской правозащитницы Валентины Череватенко! Заявление представителей российских и международных гражданских организаций // http://publicverdict.org/topics/appeals/12176.html

Заявление Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека // http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/3220/

Заявление международной правозащитной организации Humane Rights Watch // http://hrw.org/ru/news/2016/05/19/290121

Заявление Евросоюза http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/284992

Дата обновления справки: 09.08.2017 г.

Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений в форуме и авторских публицистических и иных материалов, и может не разделять высказываемые мнения.
Copyright © 2015-2021 Политзеки.ru | Все права защищены