18 февраля 2014 г. в преддверии очередной годовщины депортации 23 февраля 1944 г. в Национальной библиотеке города Грозный без согласования с властями прошла научно-практическая конференция «Депортация чеченского народа. Что это было и можно ли это забыть?», организатором и ведущим которой был Руслан Кутаев. Конференция проводилась без согласования с властями.
Глава ЧР Р. Кадыров негативно отреагировал на проведение конференции, так как с 2012 года власти ЧР отменили все официальные мероприятия, которые раньше проводились в республике каждый год 23 февраля, в день депортации. В этот день предписано отмечать День Защитника Отечества. День памяти и скорби перенесен на 10 мая (9 мая 2004 г. был убит Ахмат Кадыров, отец Рамзана Кадырова – нынешнего главы ЧР).
Уже 19 февраля 2014 г. по поручению Р.Кадырова всех участников конференции вызвал к себе руководитель администрации главы и правительства ЧР Магомед Даудов. Собравшихся отчитал Р.Кадыров, после чего они были отпущены по домам. Единственным, кто отказался приехать по вызову, был Руслан Кутаев.
В тот же день он уехал из своего дома в селе Ачхой-Мартан к своим родственникам в село Гехи. Вскоре Кутаеву от жены стало известно, что его разыскивают силовики.
20 февраля 2014 г. в дом в селе Гехи, где находился Кутаев, ворвались вооруженные люди в черной форме, которую носят сотрудники спецподразделений МВД РФ по ЧР. Руслана Кутаева схватили и, не дав ему одеться, в домашних тапочках, увезли в неизвестном направлении. Родственники и соседи видели, что похитители приехали на шести черных машинах марки «Тойота Камри» с регистрационными номерами серии Е…ЕЕ (номера такой серии в ЧР имеет только правительственный транспорт). Только на следующий день Р.Кутаева доставили в ОМВД России по Урус-Мартановскому району ЧР, где в отношении него было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 228 УК РФ. 22 февраля ему было предъявлено обвинение по этой статье.
По версии обвинения, Кутаев в 14:00 20 февраля 2014 г. был случайно задержан полицейским патрулём на улице Гехи, поскольку полицейским его поведение почему-то показалось подозрительным. В ходе досмотра в заднем кармане его брюк полицейские «нашли» пакетик с веществом бежевого цвета. Был составлен протокол личного досмотра, в котором утверждалось, что в ответ на вопрос о содержимом пакетика Кутаев ответил, что это наркотическое вещество героин, а пакетик он нашел в такси, на котором ехал. Позже оперуполномоченный ОУР ОМВД России по Урус-Мартановскому району ЧР майор милиции Б.А. Закаев составил рапорт о произошедшем, в котором утверждал лишь, что у Кутаева был при досмотре найден пакет с порошком бежевого цвета.
Освидетельствование Кутаева на предмет наркотического или алкогольного опьянения было проведено лишь вечером 21 февраля в Грозном. Признаков опьянения у Кутаева обнаружено не было. Тогда же в его моче были якобы обнаружены следы морфина и кодеина, о чем имеется протокол медицинского освидетельствования, где вывод сделан на основании заключения эксперта (само заключение эксперта в деле отсутствует). Допросы Кутаева были проведены в присутствии адвоката по назначению 21 и 22 февраля. На этих допросах он признал, что нашел пакет с неизвестным веществом в такси. Других его допросов в ходе предварительного следствия не было.
Вместе с тем, в протоколе личного досмотра и в протоколах допросов полицейских, участвовавших в задержании Кутаева, утверждается, что когда у него спросили, что находится в изъятом пакетике, то он ответил, «что это наркотическое вещество героин».
25 апреля 2014 г. Урус-Мартановский городской суд приступил к рассмотрению дела уголовного дела, в ходе которого Кутаев заявил, что полностью не признает себя виновным. 7 июля 2014 г. судья А.С. Дубков признал Кутаева виновным и приговорил к 4 годам лишения свободы в колонии общего режима с 1 годом ограничения свободы. 31 октября 2014 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Чеченской Республики постановила:
- исключить из приговора осуждение Р. Кутаева по ч. 2 ст. 228 УК РФ по квалифицирующему признаку «незаконное приобретение наркотического средства» как излишнее;
- исключить назначение дополнительного наказания в виде ограничения свободы сроком на 1 год;
- смягчить назначенное Кутаеву Р.М. по ч. 2 ст. 228 УК РФ наказание с 4 лет до 3 лет 10 месяцев лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима, без штрафа.
Основания признания политзаключенным: уголовное дело в отношении Руслана Кутаева имеет многочисленные признаки фальсификации и представляется полностью сфабрикованным.
В частности, попытки задержать Кутаева по месту его жительства в с. Ачхой-Мартан были предприняты чеченскими силовиками ранее, чем он был задержан в с. Гехи якобы на улице в связи с «подозрительным поведением».
В первой половине дня 20 февраля Руслан Кутаев сделал ряд звонков знакомым в Москву и другие города. Всем им он сообщал, что он опасается репрессий, намерен уехать из Чечни и сейчас уже находится в Пятигорске.
Большинство из допрошенных в суде сотрудников полиции не смогли внятно объяснить в чём именно состояла подозрительность поведения Кутаева, заставившая полицейских задержать именно его среди многих прохожих на улице села. Они путались в обстоятельствах задержания, утверждали, что забыли многие детали, не могли пояснить суду, каким именно образом был согласован и от кого конкретно получен приказ на проведение оперативно-профилактических мероприятий в селе Гехи. Письменный приказ также не был предоставлен суду.
Свидетель обвинения Саид Боботыев (родственник Кутаева) в ходе судебного заседания 2 июня заявил, что протокол его показаний, имеющийся в деле, не отражает его показания, которые он давал следователю. По его словам, Кутаев был задержан не на улице, а в доме свидетеля, никакого изъятия пакетика из кармана Кутаева и составления протокола при этом не осуществлялось. Задержание Кутаева в доме родственников (а не на улице) подтверждается и другими обстоятельствами.
В ходе судебного заседания 2 июня врач-невролог, проводивший освидетельствование Кутаева, сообщила, что не знает, кто вписал в подписанный ею протокол сведения о наличии в моче Кутаева кодеина и морфина. Она сказала, что забор проб для анализа не делала, лабораторное исследование проводила также не она, кем и когда оно было проведено, свидетель не знает.
Есть основания полагать, что люди, бывшие согласно версии обвинения понятыми при досмотре Кутаева, на самом деле не присутствовали при этом. Оба понятых оказались жителями не Гехи, а Грозного, один из них неоднократно привлекался сотрудниками отдела по незаконному оборону наркотиков УУР МВД по ЧР в качестве понятого и ранее был осуждён условно за незаконный оборот наркотиков.
По всей видимости, в отношении обвиняемого применялись пытки. Факт наличия на теле Кутаева гематом, следов применения электрошокера и признаков перелома рёбер подтвердили посещавшие его после задержания руководитель МРО «Комитет против пыток», член СПЧ И. Каляпин (24 февраля 2014 года) и члены Общественной наблюдательной комиссии ЧР М. Бахаева и Р. Борщигова (26 и 27 февраля 2014 года – имеется справка о посещении ИВС УМВД России по Урус-Мартановскому району ЧР). При этом родственники Кутаева утверждают, что на момент задержания сотрудниками полиции у него не было видимых телесных повреждений. На первой же встрече с адвокатом по соглашению Заикиным Кутаева в письменной форме дал показания о пытках, поставив под каждым ответом на вопрос адвоката дату и подпись. Позже Руслан Кутаев написал подробное заявление в СК РФ, которое его адвокат направил в установленном порядке. В нём он показал, что в его избиении участвовали руководитель администрации главы ЧР Магомед Даудов и замминистра внутренних дел ЧР Апти Алаудинов, оно происходило в административном здании в городе Грозный 20 февраля, в период между задержанием и доставлением Кутаева в УМВД России по Урус-Мартановскому району ЧР.
Руслан Кутаев, будучи общественно-политическим деятелем, с начала 1990-х годов участвовавшим в деятельности ряда республиканских и общероссийских организаций, нередко давал интервью, выступал с комментариями в СМИ, в которых негативно оценивал ситуацию на Северном Кавказе, в том числе и в Чечне, давал нелицеприятные оценки установившемуся там политическому режиму, что в настоящее время является уникальным для жителей нынешней Чечни.
Кроме того, политическая подоплёка дела Руслана Кутаева видна и из выступления Рамзана Кадырова в Общественной палате ЧР 25 февраля 2014 года (транслировалась по телеканалу «Грозный»). Высказав ряд политических обвинений в адрес Кутаева, Кадыров прямо связал в своем выступлении арест Кутаева и организованную им конференцию о депортации чеченского народа, ни слова не сказав про обвинение в хранении наркотиков.
Применительно к критериям Союза солидарности с политзаключёнными Руслан Кутаев является политзаключённым в связи с тем, что лишение свободы было применено в отношении него с целью недобровольного прекращения его публичной деятельности и в нарушение права на справедливое судебное разбирательство, иных прав и свобод, гарантированных Международным пактом о гражданских и политических правах, а также Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод; оно было основано на фальсификации доказательств вменяемого правонарушения при отсутствии его события.
Признание лица политзаключённым не означает ни согласия Союза солидарности с политзаключёнными со взглядами и высказываниями признаваемых политзаключёнными лиц, ни одобрения их высказываний или действий.
Руслан Кутаев заявляет о своей невиновности и о том, что уголовное дело в отношении него связано с желанием дискредитировать его общественную деятельность.
Адвокат: Заикин Пётр Иванович.
Фотографии следов пыток на теле обвиняемого и письменных показаний Кутаева о них:
http://novayagazeta.ru/inquests/62495.html
Обвинительное заключение:
http://memo.ru/frontend_dev.php/doc/show/id/199558/forceview/1
Ссылки на правозащитные и общественные заявления в поддержку политзаключённого:
http://www.hrw.org/ru/news/2014/04/08/rossiya-v-chechne-arestovan-i-izbit-izvestnyi-obshchestvennyi-deyatel
http://pytkam.net/press-centr.novosti/4027
http://yabloko.ru/news/2014/05/28
http://www.memo.ru/d/187525.html
http://www.memo.ru/d/199557.html
Дата обновления справки: 20.12.2017 г.