Мусульмане Ш. Кожамкулов, И. Камчыбеков и У. Суйундук признаны виновными по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ («Организация деятельности экстремистской организации»), а Б. Бакиров, Г. Кубатов, А. Джумаев, З. Мустафин и А. Усманов по ч. 2 ст. 282.2 УК РФ («Участие в деятельности экстремистской организации») в организации и в деятельности ячейки исламского движения «Таблиги Джамаат» (признанного экстремистским и запрещённого в России ВС РФ) в Москве и приговорены к срокам от 4 до 6,5 лет колонии общего режима. Первые шестеро под стражей с 22 декабря 2016 года, двое с 17 января 2017 года.
С нашей точки зрения, обвинения, предъявленные Кожамкулову, Камчыбекову, Суйундуку, Бакирову, Кубатову, Джумаеву, Мустафину и Усманову лишь на основании того, что они участники движения «Таблиги Джамаат», являются дискриминационными и нарушают международные правовые акты, в частности право на свободу вероисповедания. Решение суда о признании организации экстремистской и запрете ее деятельности в стране не имеют законных оснований и противоречат ст. 28 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на свободу совести и вероисповедания.
Отметим, что Резолюция 1896 Парламентской Ассамблеи Совета Европы, принятая в 2012 году, призывала российские власти «воздерживаться от применения закона об экстремистской деятельности в отношении всех религиозных общин». Комитет по правам человека ООН в 2015 году заявлял, что он «Обеспокоен… тем, что в соответствии с расплывчатым и гибким определением термина «экстремистская деятельность», предусмотренным в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности», не требуется наличия каких-либо проявлений насилия или ненависти и что в этом законе не содержится четких или конкретных критериев, на основе которых те или иные материалы могут квалифицироваться как экстремистские. Комитет выражает озабоченность многочисленными сообщениями о том, что упомянутый закон все чаще используется для ограничения свободы выражения мнений, включая политический протест, и свободу религии».
Читать дальше: