Загреев Роберт Рауфанович, родился 3 июля 1964 года, проживающий в городе Уфе республики Башкортостан публицист и оппозиционный политик. Осужден к 3 годам лишения свободы в колонии строгого режима по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 205.2 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности»). Находился под домашним арестом с 27 апреля по 22 мая 2015 года, находился под стражей с 29 октября 2015 года по 3 октября 2018 года, когда освободился по отбытии наказания.
Суть обвинения
29 октября 2015 года решением судей выездной коллегии Московского окружного военного суда Сергея Коробченко, Василия Лаврентьева и Юрия Чепелева Роберт Загреев был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 205.2 УК РФ («Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности»). По мнению суда, в сентябре 2012 года Загреев «вступив в преступный сговор с гражданином Дильмухаметовым А.А.», согласился разместить на якобы принадлежащих ему сайтах nabatrb.livejournal.com и revinform.blogpost.ru статью «Ахыр Заман» («Конец Света»), автором которой является Айрат Дильмухаметов, ранее получивший три года колонии строгого режима по аналогичному обвинению. По мнению суда данная статья была написана Дильмухаметовым «с целью объединения людей для насильственного (вооруженного, революционного) изменения конституционного строя Российской Федерации и построения отдельного от России государства — „Башкурдистан“».
Ход дела
Основания признания политзаключенным
Анализ хронологии, обстоятельств и материалов уголовного дела против Роберта Загреева позволяет сделать вывод о политической мотивированности уголовного преследования и его прямой связи с общественно-политической деятельностью осужденного. Загреев являлся одним из лидеров башкирской оппозиции, публицистом, редактором нескольких независимых от властей сайтов и газет. Активно пропагандировал идеи развития местного самоуправления в республике. В частности, дважды пытался инициировать проведение референдума по поводу прямых выборов мэра Уфы. В январе 2012 года захватил трибуну Городского совета Уфы, протестуя против назначения мэром города Ирека Ялалова. В апреле 2011 года за публикации 2008 года Загреев вместе с Айратом Дильмухаметовым был осужден по ч. 2 ст. 280 («Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности с использованием средств массовой информации»), ч. 2 ст. 205 («Публичные призывы к террористической деятельности») и ст. 282 («Разжигание межнациональной розни») УК РФ. По данному приговору Загреев провел в заключении 6 месяцев и был освобожден благодаря сокращению срока по его кассационной жалобе.
По новому делу Загреев был признан виновным в публичных призывах к осуществлению террористической деятельности, которые, по мнению следствия, обвинения и суда, содержались в статье Айрата Дильмухаметова «Ахыр Заман», которую он якобы размещал на якобы принадлежавших ему ресурсах. Однако внимательное изучение данного текста, а также действующего законодательства о противодействии терроризму ставят под сомнение наличие в действиях Загреева состава преступления. По мнению суда, ссылающегося на заключение комплексной судебной экспертизы текста «Ахыр Заман» от 17 апреля 2014 года эта статья «содержит высказывания, побуждающие других людей к построению нового общества, государства… „Башкурдистана“, причем военным (вооруженным) и революционным, кардинальным путем, а также подталкивающем читателей, и в том числе представителей башкирского народ, встать на сторону явления, называемого автором мировым джихадом». Причем согласно мнению суда призыв принимать участие в мировом джихаде на территории России предполагается «контекстуально» — т. е. прямых призывов к этому в статье нет, а данный вывод сделан на основе субъективной оценки текста. Также в приговоре суда написано, что «призыв к участию башкир в джихаде высказывается в статье скрыто, посредством всех других, имеющихся в тексте призывов» (с. 8 приговора). Таким образом обвинения Загреева в публичных призывах к террористической деятельности построены исключительно на «контекстуальных» предположениях и обнаруженных экспертами «скрытых призывах», то есть на основе субъективных оценок.
Следует также отметить, что четкое определение понятия «террористическая деятельность» содержится в статье 3 федерального закона ФЗ-35 от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» и включает в себя закрытый перечень конкретных действий, а именно:
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;
б) подстрекательство к террористическому акту;
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.
Очевидно, что описанные выше высказывания Загреева не содержат призывов ни к одному из перечисленных в федеральном законе действий, являющихся составной частью террористической деятельности, что в свою очередь позволяет сделать вывод об отсутствии в действиях Загреева состава инкриминируемого ему преступления.
На наш взгляд квалификация судом процитированных выше высказываний из «Ахыр Заман» как призывов к осуществлению террористической деятельности была сделана умышленно с целью вынесения повторного приговора по указанной статье (ранее он уже был судим по ч. 1 ст. 205.2 УК РФ) и вынесения максимально сурового приговора, связанного с лишением свободы. Кроме того, решение суда о признании указанных выше высказываний призывами к террористической деятельности было вынесено на основании единственного лингвистического исследования, проведенной 16 ноября 2012 года сотрудниками Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. Альтернативная лингвистическая экспертиза, проведенная сотрудниками Института гуманитарных исследований АН РБ, не была приобщена к материалам дела. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о наличии обвинительного уклона в судебном процессе и изначальном намерении вынести обвинительный приговор вместо объективного рассмотрения и установления всех обстоятельств дела.
Судом был проигнорирован факт фальсификации части доказательств по делу против Загреева. Акт осмотра сайта nabatrb.livejournal.com с текстом «Ахыр Заман», который был использован следствием как одно из доказательств вины Загреева был проведен 1 октября 2012 года, примерно за 9 месяцев до возбуждения уголовного дела — т. е. процессуально вне рамок указанного уголовного дела и не мог использоваться как доказательство по нему. Осмотр сайта проводился за 4 с лишним месяца до решения суда о признании «Ахыр Заман» экстремистским материалом — т. е. на момент публикации статьи и составления акта осмотра сайта nabatrb.livejournal.com данный текст не был запрещен к распространению. С целью прикрыть данную нестыковку, уже после возбуждения дела против Дильмухаметова, 14 марта 2014 года «Ахыр Заман» был размещен на сайте revinform.blogpost.ru, который, согласно показаниям сразу трех свидетелей, модерировался не Загреевым, а Дмитрием Чувилиным. В тот же день был проведен акт осмотра данного сайта, после чего было возбуждено второе уголовное дело, которое впоследствии было объединено с первым делом.
Следует также отметить, что Интернет-портал revinform.blogpost.ru был зарегистрирован в сентябре 2011 года, за 1,5 месяца до освобождения Загреева из тюрьмы, что также подтверждает факт непричастности последнего к созданию и модерированию портала. Однако судом были проигнорированы все эти доводы, включая показания трех свидетелей, указывавших на Дмитрия Чувилина как администратора сайта revinform.blogpost.ru, а также аудиозапись разговора Чувилина с сыном Загреева, в котором подтверждался факт администрирования данного сайта Чувилиным. Единственным основанием для отклонения всех их этих доказательств так же как и единственным доказательством администрирования сайта revinform.blogpost.ru Робертом Загреевым для суда стали показания самого Дмитрия Чувилина. Других вещественных доказательств, подтверждающих показания Чувилина, в материалах дела и приговоре не содержится. Кроме того, суд проигнорировал показания Айрата Дильмухаметова о том, что он лично опубликовал свою статью «Ахыр Заман» на сайте nabatrb.livejournal.com без всякой помощи Загреева.
Признание лица политзаключенным не означает ни согласия ССП с их взглядами и высказываниями, ни одобрения их высказываний или действий.
Роберт Загреев свою вину не признает.
Адвокат: Ильдар Рауфатович Туктаров
Ссылки на интересные публикации в СМИ:
http://proufu.ru/news/novosti/society/v_bashkirii_na_3_goda_osuzhden_izvestnyy_publitsist
http://svoboda.org/content/article/27317097.html
http://maidanrb.blogspot.ru/2015/10/blog-post.html
Дата обновления справки: 03.10.2018 г.