Политзеки.ru - Союз солидарности с политзаключенными
ПолитЗеки.ru - союз солидарности
Союз солидарности с политзаключенными

Мы предлагаем вам информацию о современных российских политзаключенных: журналистах, ученых, верующих, политиках и просто людях, на долгие годы брошенных в тюрьмы и лагеря по сфабрикованным делам. Их не показывают по телевизору, об их судьбах не узнать из газет. Власть хочет, чтоб о них забыли. Но мы верим, что узнав о них, вы не останетесь равнодушными.

Перейти на сайт Войнет.ru
Навигация
Новости
Союз солидарности
Политзеки
Произвол
Консультации
Мнения и оценки
voinenet-inform
Ссылки
Поиск по сайту
10ка сообщений с форума

Ким Евгений Львович родился 5 октября 1974 года в городе Нукус Каракалпакской АССР, проживал в Благовещенске. Образование средне-специальное, официально не трудоустроен. Приговорён к 3 годам 9 месяцам колонии общего режима с ограничением свободы на 1 год: к 1 году колонии по ч. 1 ст. 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») и 3 годам 6 месяцам по ч. 1 ст. 282.2 («Организация деятельности запрещённого религиозного объединения») УК РФ по обвинении в создании ячейки запрещённого в России религиозного объединения «Нурджулар» на базе учения турецкого богослова Бадиуззамана Саида Нурси. Под стражей с 27 декабря 2015 года.

Суть обвинения

В августе 2015 года организовал ячейку запрещённого религиозного объединения «Нурджулар» в Благовещенске. Согласно приговору, одной из целей «Нурджулар» является «создание всемирного исламского государства (Халифата) путём активного вмешательства в политику с целью изменения государственной формы правления и установления мусульманского религиозного правления на основе шариата». Проводил у себя дома собрания по изучению книг турецкого богослова Саида Нурси, признанных в России экстремистскими, распространял произведения Нурси. Посещал Центральную соборную мечеть Благовещенска, общался там с мусульманами и приглашал их на собрания. Пропагандировал «превосходство одних и неполноценность других граждан по признаку их отношения к религии, по признакам национальности, отношения к социальной группе».

Вину не признал. Заявил, что читал книги «Рисале-и Нур» с единоверцами для более глубокого понимания ислама.

Ход дела

26 декабря 2015 года у Кима прошёл обыск, он был задержан вместе с шестью гостями. В тот же день обыски по делу прошли ещё как минимум у четырёх человек. Антону Стародубцеву, который был в числе гостей Кима, впоследствии также предъявили обвинение по ч. 2 ст. 282.2 УК РФ («Участие в экстремистской организации»), по имеющимся сведениям, он был объявлен в розыск и находится за границей.

14 ноября 2016 года обвинительное заключение было передано прокурору Амурской области.

Приговор вынесен 19 июня 2017 года судьёй Сальниковой Благовещенского городского суда.

Основания признания политзаключённым

1. Лишение свободы произведено при отсутствии события и состава правонарушения.

В 2008 году Верховный суд РФ вынес по заявлению Генерального прокурора РФ решение о признании экстремистским международного религиозного объединения «Нурджулар». Согласно тексту судебного решения Генеральный прокурор ссылался в своем заявлении на то, что «Нурджулар» является «четко структурированным международным религиозным объединением», основная цель которого – «создание всемирного исламского государства (халифата)». Далее в решении говорится: «Для реализации поставленных задач его участники создают систему учебных заведений по воспитанию преданных сторонников вероучения. Через подконтрольные коммерческие структуры и общественные объединения осуществляют их финансирование на территории России и стран СНГ. Деятельность структурных подразделений «Нурджулар» на территории Российской Федерации угрожает межнациональной и межконфессиональной стабильности в обществе, территориальной целостности государства». Генпрокурор не привёл при этом фактов в обоснование своих утверждений.

В реальности слово «Нурджулар» используется для обозначения почитателей собрания работ турецкого исламского мыслителя Саида Нурси (1878-1960 гг.) «Рисале-и Нур», которые хоть и взаимодействуют между собой, но не являются структурированной организацией. Как пишет доктор философских наук Сергей Мезенцев, «сообщество учеников Бадиуззамана Саида Нурси подобно обществам (клубам) по изучению наследия богословов, философов, ученых или писателей, например, Международному обществу Ф.М.Достоевского, религиозным братствам, например православным братствам. Оно представляет собой совокупность центров и кружков, общин и групп по изучению творческого наследия Бадиуззамана Саида Нурси, распространению и популяризации его сочинений» (подготовленный Мезенцевым С. Д. отзыв на психолого-лингвистическую и религиоведческую экспертизу Гопкало А. А., Палеха Е. С., Закирова Р. Р. в рамках дела против последователей Нурси в Набережных челнах). Кроме того, такое сообщество аполитично, последователи Нурси не ставят целью строительство какого-либо государства.

В 2005 году, по информации адвоката Владимира Ряховского, МИД Турции ответил на запрос прокуратуры в рамках дела против последователей Саида Нурси, что в Турции такой организации нет. Несмотря на то что в середине XX века сам Нурси подвергался государственным преследованиям в Турции, а в отношении его книг выносились решения о запрете, в дальнейшем Комиссия при Управлении по религиозным делам в Республике Турция признала данные произведения полезными комментариями к Корану, а 2010 году президент страны Реджеп Эрдоган назвал Нурси «совестью нации». 26 ноября 2014 года Эрдоган подписал решение Кабинета Министров №2014/7007, согласно которому все права и полномочия на произведения Саида Нурси, перечисленные в приложении к документу (включая работы, входящие в собрание «Рисале-и Нур»), отныне принадлежат Министерству по делам религий Турецкой Республики. Деятельность по изучению наследия Нурси в современной Турции публична и легальна.

Следует отметить, что в течение всего периода преследования последователей Нурси в России в некоторых интернет-публикациях и заключениях экспертов тиражировались домыслы и мифы о «Нурджулар» как об организации пантюркистской, распространяющей турецкое политическое влияние, преследующей цель разрушить территориальную целостность России, сотрудничающей с ЦРУ США и т. д. Никаких заслуживающих внимания доказательств этому приведено не было.

Мы полагаем, что придание сообществу последователей Нурси статуса «структурированной организации» является мистификацией российских спецслужб.

Необоснованным является приписывание последователям «Рисале и-Нур» политических целей (создание Халифата, введение правления на основе шариата и т. д.). Ни в этом, ни в других аналогичных делах, которые расследовались в России, не было подтверждения тому, что нурсисты ведут политическую работу. Их общение сконцентрировано вокруг религиозно-нравственной проблематики.

Обвинение Кима в возбуждении ненависти и вражды строится на заключении комплексной психолого-лингвистической экспертизы, проведённой кандидатом филологических наук Кипчатовой А. В. по аудиозаписям собраний Кима и единомышленников. Часть из этих разговоров — обсуждение исторических и полулегендарных событий, в том числе связанных с жизнью Саида Нурси. Например, Ким говорит, что русские некогда [из приведённых в экспертизе цитат нельзя понять, о каких событиях идёт речь] натравили армян, чтобы те совершили массовую резню мусульман, и он сам бывал в памятной мечети, где людей заживо сожгли. При этом Ким приводит в пример поведение Нурси, который гуманно поступал с пленными врагами.

По словам эксперта, «лексема «евреи» использована Кимом и Султыговым... с негативно-оценочной семантикой («ж*ды»)». Далее в экспертизе приведён отрывок разговора, из которого следует, что слово «жиды» произносил только собеседник Кима, поименованный как «Дзейт» (вероятно, это Султыгов), сам же Ким использовалслово «евреи». Речь в разговоре идёт о том, что некий султан некогда позволил жить евреям в стране (по отрывку до конца не понятно, говорится о Турции или об Испании), и, утверждает Ким, «эти же евреи до сих пор делают фитну (смуту) в Турции».

Экспертом оцениваются в рамках дела также разговоры, какие из народов Кавказа наиболее привержены исламу, в каких европейских странах ислам распространяется, как именно его исповедовать, и в целом чтение и обсуждение книг Нурси. Наконец, значительная часть экспертных выводов, цитируемых в деле, представляет собой многословную бессмыслицу: «Группа «имамы» представлена Кимом... в контекстах с семантикой негативной оценки их профессионализма», «По признаку возрасты выявлены группы «дети», «взрослые (родители)». По признаку пола выделены в представленных текстах группы «мужчины» и «женщины». По признаку социально-профессиональной принадлежности выделены группы: «военнослужащие», «спортсмены», «ФСБэшники/ФСБ».

Ни в одном из процитированных в экспертизе фрагментов разговоров нет призывов к насилию или дискриминации. Нет указаний на общественную опасность, на вероятные негативные последствия разговоров. Стоит также отметить, что разговоры велись в частной квартире ограниченным кругом лиц, что вызывает сомнения в обоснованности квалификации этих действий как публичных. Между тем, ответственность по ст. 282 УК РФ должна наступать лишь в случае публичного совершения действий, направленных на возбуждение ненависти.

В состав преступления по ст. 282 УК РФ следствие и суд также включают распространение книг Саида Нурси, которые сами по себе являются экстремистскими материалами и, по мнению российских властей, сеют вражду. Однако, если бы это и было так, то распространение книг необходимо было бы включить в состав преступления по ст. 282.2 УК РФ (ведь «Нурджулар» считают экстремистской организацией, по логике властей, именно потому, что в её основе экстремистское вероучение, выраженное в книгах), а не выделять в отдельный состав.

2. Лишение свободы было применено исключительно из-за религиозных убеждений Кима, а также в связи с ненасильственным осуществлением свободы мысли, совести и религии, свободы выражения мнений и информации, свободы мирных собраний и ассоциаций.

Исходя из документов по делу, Киму вменяется исключительно участие в религиозных собраниях, их проведение, коллективное чтение книг Нурси. Нигде в деле нет указания на организацию Кимом насильственной деятельности или иной деятельности, которая бы нарушала права других людей.

Фактически регулярное групповое изучение книг Саида Нурси в России систематически приравнивается к уголовному преступлению, о чём свидетельствует доклад Правозащитного центра «Мемориал» от 2012 года. В 2007 году Коптевский районный суд в Москве запретил 14 переводов на русский язык сочинений Нурси, что создало правовую базу для последующих репрессий. В решении говорится о том, что книги оказывают иррациональное воздействие на личность, пропагандируя рознь между мусульманами и неверующими, «их содержание направлено на возбуждение религиозной розни, пропаганду исключительности, превосходства и неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, а так же их содержание обосновывает и оправдывает необходимость осуществления таковой деятельности».

Между тем, в защиту книг Нурси делались следующие заявления:

  • в 2001 году Центральным духовным управлением мусульман России [доклад Правозащитного центра «Мемориал» от 2012 года, с. 103], считающим, что тексты «далеки от религиозного экстремизма и фанатизма, призывают к вере и любви в Единого Бога, Его созданиям — всем людям, независимо от нации, расы или вероисповедания»;

  • в 2004 году Советом муфтиев России, указывающим, что труды «Рисале-и-Нур» имеют «сугубо просветительский характер и созидают духовные ценности», аполитичны, «далеки от разжигания какого-либо вида розни и неприязни» [доклад Правозащитного центра «Мемориал» от 2012 года, с. 104];

  • в 2006 году Научно-экспертной комиссией при Совете муфтиев России. Эксперты пришли к выводу, что труды Нурси не противоречат исламу, они пропагандируют Единобожие и наставления Корана типичными для религии способами, нацелены на межконфессиональный диалог, не пропагандируют рознь или ущемление чьих-либо прав [доклад Правозащитного центра «Мемориал» от 2012 года, с. 105 - 129];

  • в 2007 году уполномоченным по правам человека в РФ Владимиром Лукиным, который просил Коптевский суд «отнестись с особым вниманием и осторожностью к решению вопроса, затрагивающего религиозные права и свободы граждан и законно действующих религиозных организаций». В дальнейшем Лукин отметил в своём докладе высокое значение творчества Нурси для современного ислама и тот факт, что судом были проигнорированы представленные стороной защиты экспертные заключения;

  • в 2010 году Комиссией США по свободе вероисповедания в странах мира, рекомендовавшей России пересмотреть дела о признании книг Нурси экстремистскими;

  • в 2012 году руководителем информационно-аналитического центра «Сова» Александром Верховским, заявившим на заседании ПАСЕ, что «идеи Нурси не имеют ничего общего с насилием, религиозной ненавистью, с «исламским терроризмом» в обычном смысле этого слова» и др.

Кроме того, мы изучили аргументы комплексной социально-психологической и психолингвистической экспертизы, сделанной в 2007 году в рамках рассмотрения прокурорского иска о признании 14 книг «Рисале-и Нур» экстремистской литературой (на аргументах данных экспертиз базируется запрет на распространение сочинений Нурси), и находим их несостоятельными и ангажированными. Приведённые цитаты из книг Нурси содержат, как правило, моральное осуждение неверующих, типичное для религий, их негативные характеристики, красочные описания физической смерти, призванные устрашить атеистов (которые не могут найти утешения в вере в вечную жизнь). Аналогичные смыслы можно встретить и в Евангелии, и тем более в Ветхом Завете. В приведённых цитатах нет призыва к насилию или ущемлению гражданских прав неверующих. Комично, что в качестве доказательства уничижительных характеристик неверующих эксперты приводят покаянный монолог автора, обращающего эти характеристики на самого себя: «О мой Милостивый Творец и мой Милосердный Господь (Рабби)! Твое творение, создание и раб по имени Саид, являясь и непокорным, и беспомощным, и беспечным, и невежественным, и больным, и ничтожным, и негодным, и пожилым, и грешным, и находясь в состоянии раба, сбежавшего от своего Господина, через сорок лет, раскаиваясь, хочет возвратиться к Твоей обители. У твоей Милости ищет убежища. Признавая свои бесчисленные грехи и ошибки, и подверженный опасениям и разным болезням, умоляет и взывает к Тебе».

Политический мотив преследования

Последователей Саида Нурси преследуют в России уже более 15 лет. Всё это время репрессии, начавшиеся с выдворения граждан Турции и давления на частные образовательные учреждения с турецким участием, постепенно ужесточались, для них создавалась правовая база. Действия властей сопровождались пропагандистской кампанией, создававшей образ врага, распространяющего исподволь иностранное политическое влияние. Борьба с вымышленной организацией — один из случаев, когда правоохранительные органы имитируют значимую для общественной безопасности деятельность, в том числе, манипулируя бытовой исламофобией. Кроме того, такая имитационная борьба укладывается в многолетний тренд превращения антиэкстремистского законодательства в откровенно репрессивное, подавления свободы совести и ассоциаций, расширения полномочий спецслужб и, таким образом, направлена на упрочение власти субъектами властных полномочий.

Признание лица политзаключённым не означает ни согласия ССП со взглядами и высказываниями признаваемых политзаключёнными лиц, ни одобрения их высказываний или действий.

Как помочь

Яндекс-кошелек Фонда помощи политзаключенным Союза солидарности политзаключенным для помощи всем политзаключенным http://politzeky.ru/soyuz-solidarnosti/fond-pomoschi-politzaklyuchennym/49188.html.

Ссылка на публикации в СМИ:

Виталий Пономарёв. В России усиливается давление на сообщества читателей «Рисале-и Нур». Части 1 и 2 // «Мемориал»: http://memohrc.org/news/v-rossii-usilivaetsya-davlenie-na-soobshchestva-chitateley-risale-i-nur-chast-1

Благовещенск. Новая жертва «охоты на турецких ведьм» // Ансар: http://ansar.ru/person/blagoveshhensk-novaya-zhertva-ohoty-na-tureckih-vedm

В Благовещенске исламист проводил запрещённые собрания // Амурская служба новостей 24: https://asn24.ru/news/crime/31899

В Благовещенске предъявлено обвинение последователю Саида Нурси // ИАЦ «Сова»: http://sova-center.ru/misuse/news/persecution/2016/12/d35928

Последователь Саида Нурси из Благовещенска приговорен к реальному сроку // ИАЦ «Сова»: http://sova-center.ru/misuse/news/persecution/2017/06/d37322

Последователю запрещенного в России объединения «Нурджулар» вынесен приговор // Видео Благовещенского городского суда: http://youtube.com/watch?v=BT37TahCp14

Директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский считает преследование за сочинения Саида Нурси необоснованными:

http://vedomosti.ru/opinion/articles/2015/09/22/609638-tyurma-za-slovo

Дата обновления справки: 28.09.2017 г.


Войти, используя сторонний сервис

Поместить ссылку в

ВКонтакт Facebook Одноклассники Twitter Яндекс Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Оставить отзыв

*Имя:
*Email:
*Текст сообщения:
*Введите символы,
изображенные на картинке:
*Поля, отмеченные звездочкой, обязательны к заполнению!
Оперативная информация
Мы в социальных сетях
Баннеры
Опрос
Новости СМИ2
Реклама
Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений в форуме и авторских публицистических и иных материалов, и может не разделять высказываемые мнения.
Copyright © 2015 Политзеки.ru | Все права защищены